oformiti zayavku na zaym

Инновационный подход африканских стран к достижению целей устойчивого развития может послужить примером для других

Стремление к лидерству

Инновационный подход африканских стран к достижению целей устойчивого развития может послужить примером для других

В середине июля состоялся Политический форум высокого уровня по Целям устойчивого развития. Они включают в себя ориентированную на управление этими целями программу, которая направлена на содействие мирным и инклюзивным обществам, обеспечение доступа к правосудию для всех и подотчетность госучреждений на всех уровнях. Программа включает в себя 12 целей, которые должны быть достигнуты к 2030 году, и прогресс в их достижении будет измеряться по 23 показателям.

Из 51 страны, которые вызвались рассказать о своей работе на этом форуме, более трети (18) представляли африканский континент. И, согласно новому исследованию, проведенному Южноафриканским институтом международных отношений (SAIIA) и Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), африканские страны являются одними из самых инновационных и подотчетных. Их усилия могут служить примером для подражания.

Этот вывод может показаться нелогичным, учитывая репутацию Африки как региона, сталкивающегося с серьезными проблемами управления, которые часто усугубляются кризисами. Тем не менее это не станет сюрпризом для тех, кто помнит о ранних этапах разработки ЦУР еще в 2014 году. Правительства африканских стран сыграли ключевую роль в принятии программы «Цель 16», в отличие от влиятельных государств-членов ООН. Они хотели включить вопросы управления и мира в преамбулу новой глобальной повестки дня.

Исследование SAIIA/ПРООН, в котором были опрошены правительственные чиновники и неправительственные субъекты в 38 африканских странах, выделяет три основных способа, которые позволят континенту стать мировым лидером в измерении прогресса в управлении.

Во-первых, Африка демонстрирует, что 12 целей, составляющих «Цель 16», поддаются измерению, и что национальные статистические управления (НСУ) могут, например, предоставлять достоверные данные о доступе к правосудию, представительстве в государственных учреждениях и участии в политической жизни. Фактически с 2012 года африканские статистики тестируют пилотный подход к институционализации производства официальных данных национальных обследований по вопросам управления, мира и безопасности. Сегодня почти половина африканских НСО используют модуль опроса, который позволяет странам отчитываться — за один раз и с минимальными затратами — по 11 из 23 показателей.

Успех этой инициативы свидетельствует о сильном предпочтении африканских политиков к национальной статистике, основанной на опыте граждан, а не на показателях международного управления, которые отражают «экспертные» взгляды. Укрепление «суверенитета данных» в странах в новых областях управления и статистики потребует от правительств тратить больше средств на получение таких данных, а НСУ создавать специальные группы с соответствующим опытом. Тем не менее, только 16% правительственных респондентов, участвовавших в опросе SAIIA/ПРООН, заявили, что их страна выделила финансирование специально для производства статистики.

Во-вторых, правительства африканских стран все чаще пытаются «локализовать» ЦУР-16, поскольку Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года призывает страны во всем мире сделать это. Около 60% респондентов указали, что их страна адаптировала глобальные цели и показатели к национальному контексту, консультируясь с лидерами гражданского общества, исследователями и государственными институтами. Например, правительство Камеруна предложило группам гражданского общества «перевести» глобальные показатели в упрощенную местную статистику в тесном сотрудничестве с НСУ. Массовая оценка прогресса в достижении этих показателей призвана дополнить механизм отчетности правительства.

Наконец, некоторые африканские лидеры ставят программу в центр национального планирования, составления бюджета и отчетности. В Кении все должностные лица государственного сектора в министерствах, департаментах и агентствах, связанных с программой, обязаны подписывать контракты с центральным правительством, в которых они определяют цели и показатели устойчивого развития, соответствующие их мандату, и объясняют, как они интегрируются в политику и планы развития.

Тем не менее африканским странам по-прежнему необходимо улучшить доступ общественности к данным и показателям ЦУР, чтобы граждане могли лучше привлекать свои правительства к ответственности. Только четверть респондентов ответили, что эти статистические данные были легко доступны для общественности, и менее одной трети (32%) негосударственных респондентов считают, что правительство стремится обеспечить их доступность.

Данные по управлению, как и любая другая официальная статистика, являются общественным благом и должны быть доступны для всех. В противном случае истинные масштабы насилия, отчуждения и дискриминации останутся скрытыми, а потенциал тщательно собранной информации для улучшения жизни простых граждан — в Африке и в других местах — не будет полностью реализован.